Шаговый электромотор привода дроссельной заслонки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Другое встречающееся название -- шаговый мотор холостого хода. На английском встречаются следующие наименования: Throttle valve control motor, ISM (Idle Stepper Motor), ISC (Idle Speed Control). Шаговый мотор используется в системе центрального впрыска для поддержания устойчивых оборотов холостого хода на всех режимах работы двигателя на холостом ходу. Установлен ШМ вместе с датчиком положения дроссельной заслонки на специальной подвеске, крепящейся тремя болтами на "8" к блоку CFi, как указано на рисунке. Вначале снимается подвеска, потом от нее отделяется ШМ. Шаговый мотор регулирует частоту холостого хода, передвигая своим выдвижным штоком упор рычага дроссельной заслонки, заставляя дроссельную заслонку приоткрываться на нужную величину. Длина выдвижения штока определяется и постоянно корректируется EEC-IV на основании информации поступающей от различных датчиков. К примеру, пока холодный двигатель не прогрелся (о чем сообщает датчик температуры охлаждающей жидкости) шаговый мотор выдвигает шток дальше, приоткрывая дроссельную заслонку сильнее, тем самым устанавливая повышенные обороты холостого хода на время прогрева; при включении дополнительных потребителей ШМ также повышает обороты, чтобы скорректировать возросшую нагрузку; при резком отпускании педали газа шаговый мотор плавно прикрывает дроссельную заслонку, снижая таким образом выброс в атмосферу несгоревших веществ. Чтобы исключить работу двигателя от калильного зажигания после его выключения, EEC-IV посылает сигнал шаговому мотору, который полностью закрывает дроссельную заслонку и затем возвращает ее в исходное положение, после чего двигатель готов к повторному запуску. При включении зажигания для запуска двигателя, шаговый мотор помещает дроссельную заслонку в требуемое положение, согласно текущим условиям (температура двигателя, атмосферное давление). Частота холостого хода может быть немного подрегулирована регулировочным винтом на упоре, как это показано на рисунке, для этого надо ослабить контргайку, провести необходимые действия с винтом и снова ее затянуть. (На заводе-изготовителе, после проведения необходимых регулировок винт и контргайку обычно метят специальной краской). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление ШМ и распознавание режима холостого хода Шаговый мотор начнет получать команды от блока управления на перемещение штока только после того, как EEC-IV удостоверится, что автомобиль находится на холостом ходу (т.е. полностью отпущена педаль газа). Для определения этого момента в фордовской системе центрального впрыска используется переключатель холостого хода (idle tracking switch, "nose switch", throttle switch), находящийся внутри шагового мотора. Принцип его действия следующий: при полностью отпущенной педали газа упор рычага дроссельной заслонки нажимает на шток ШМ (являющийся по совместительству своеобразной кнопкой переключателя нажимного типа) и тем самым размыкает цепь подключенную к EEC-IV, -- что и сигнализирует последнему о необходимости поддержания холостого хода посредством посылки управляющих команд шаговому мотору (на все время, пока переключатель холостого хода нажат и разомкнул цепь). Иными словами, как уже можно понять из вышесказанного, шаговый мотор состоит из двух цепей подключенных к EEC-IV -- цепь распознавания режима холостого хода с соотвествующим переключателем и цепь управления движением штока. (Управление выдвижением и втягиванием штока осуществляется подачей с EEC-IV на электромотор напряжения меняющейся полярности. На выдвижение на контакты электромотора привода штока подается напряжение одной полярности, для втягивания -- полярность напряжения меняется). Неисправности связанные с переключателем холостого хода Частой неисправностью фордовских систем центрального впрыска является такой выход из строя переключателя холостого хода в шаговом моторе, при котором переключатель "заклинивает" в нажатом положении таким образом, что цепь с переключателем остается разомкнутой и сообщает EEC-IV о режиме холостого хода даже тогда, когда водитель нажал педаль газа и упор отошел от штока ШМ. В электронном блоке управления возникает "занятная" несуразица -- только начав разгон EEC-IV при нажатой водителем педали газа переводит впрыск топлива в режим холостого хода, но следом, все-таки повинуясь информации датчиков нагрузки (датчика положения дроссельной заслонки, MAP-сенсора и др.) возвращает впрыск топлива на режим нормального движения, затем опять переводит впрыск в режим холостого хода, снова подчиняясь заклинившему сигналу переключателя холостого хода ШМ, затем EEC-IV вновь обращает свое внимание на датчики нагрузки и увеличивает впрыск и т.д. - этот цикл повторяется энное количество раз. Происходит классическое компьютерное "зацикливание". Все это приводит к тому, что автомобиль сильно подергивает в движении.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
©Танкер |